СППС

Основные направления деятельности 

Основные направления деятельности СППС: диагностика (исследование, изучение), профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов учащихся.

Педагог социальный изучает условия развития учащихся в семье, учреждении образования, по месту жительства, вникает в мир их интересов, потребностей. Педагогу социальному важно ориентироваться во всех как положительных, так и отрицательных факторах воздействия на учащихся, учитывать их в работе личностью, группой, коллективом.

Педагог психолог проводит психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности учащегося, её возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, особенностей семейных отношений и т.д.

Помощь может оказываться по трём направлениям: психологическое просвещение учащихся и их родителей, психолого-педагогическая диагностика и коррекционная работа с классным коллективом и самими учащимися:

  • Мотивация прихода в учреждение
  • Отношение к своей семье
  • Интерес учащихся
  • Общие и специальные способности учащихся
  • Нравственные приоритеты личности
  • Профессиональные интересы и потребности
  • Лидерство и изолированность.

Однако педагог учреждения образования должен помнить важное нравственное правило: любая информация об учащемся, использованная не тактично и не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую депрессию учащегося.

Педагог как руководитель коллектива группы учащихся реализует свои функции относительно всей группы в целом и каждого учащегося в отдельности. Педагог решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и взаимоотношений внутри группы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого учащегося. Основным в работе куратора является содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты учащегося, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий учащихся по решению собственных проблем.  Сегодня, в обязанности педагогов учреждения образования входит выполнение три взаимосвязанных функции:

  • Организация разнообразной деятельности в группе
  • Забота о развитии каждого учащегося
  • Помощь в решении возникающих проблем

Также можно выделить несколько типов задач, которые решает педагог в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями:

  • Социальные задачи включают в себя социальную защиту учащегося, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
  • Диагностические задачи – это правильная организация системы воспитания. Для этого педагог должен знать своих учащихся, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.
  • Воспитательные задачи связаны с ориентацией учащихся на критерии нравственного выбора и конкретизацию нравственных норм в реальной жизни.
  • Процессуальные задачи – выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с группой учащихся, контроль и рефлексия деятельности.