Уберечь от суицида

Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-настоящему станешь счастливым.

Ницше Фридрих

 

Памятка по профилактике суицидального поведению детей и подростков

Самоубийство (суицид) — намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

Выделяется 3 типа суицидального поведения:

  1) демонстративное без намерения покончить с собой

  2) аффективное — суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта

  3) истинное — обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Причины:

 1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);

 2.Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);

 3.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);

  4. Конфликт, связанный с работой или учебой;

  5. Материально-бытовые трудности.

Выделяют следующие причины подростковых самоуйбийств:
— конфликты с окружающими — 94%, в первую очередь с родителями — 66%
— переживание обиды — 32%
— чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания — 38%
— состояние здоровья — 15%.

Детским попыткам самоуйбийств могут предшествовать:
— вина и стыд за проступки;
— насилие над детьми, развод родителей;
— алкоголизм или амбивалентное отношение матери;
— потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

  1. Протест — непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

 2. Призыв — желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, как мене больно!»

 3. Избежание — устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.

 4. Самонаказание — протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.

 5. Отказ — полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

Психологические особенности самоуйбийц :
— Эгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания.
— Аутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия.
— Пессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия.
— Паранойяльность. Одна ценность приобретает сверхценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается.
— Система мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.

Признаки появления суицидальных намерений у подростков
— Сужение интересов, внутренняя концентрация
— Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность
— Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.

Как   относиться:

Если вы родитель, воспитатель, социальный работник или любой другой специалист, который сталкивается с какими- либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:

  1) «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

  2) «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

  3) «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

  4) «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

  5) «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти — это признак кризиса.

Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:
— страх, тревога, сочувствие
— нетерпение, раздражение, отвержение.
Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.
Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).

        Что  делать?

Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается — необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее  причины.   В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственость за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь — это не только «шантаж»), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.
         Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность   обратиться в службу Телефон Доверия.

40-62-26

Все консультации анонимно и бесплатно. Телефон доверия работает круглосуточно и без выходных.

+375297229547

(педагог-психолог лицея

Жаден Светлана Петровна)

Общенациональная детская телефонная линия (анонимный телефон доверия для несовершеннолетних)

8-801-100-16-11

Общенациональная бесплатная линия для пострадавших от домашнего насилия

8-801-100-8-801

 

 

 

Суицидальные наклонности у подростков выявить сложно, но возможно. Однако мало кто из родителей знает, как вести себя в этой ситуации, чтобы не усугубить её.

Когда родители подозревают, что их ребёнок связался с какой-то сомнительной компанией, проводит много времени в группах, посвящённых суициду, или у него есть большой интерес к смерти, важно предложить ему альтернативу всему этому. Подростки часто не воспринимают смерть достаточно серьёзно, романтизируют её. Они не думают о том, что это — конец истории.

Важно донести, что реальная смерть — никакой не переход. Общий смысл ваших посланий должен быть таким: пока ты живёшь, у тебя есть возможность выбора, может быть так, может быть по-другому. Но на протяжении всей твоей жизни у тебя есть и будет много возможностей, что бы ни случилось. Когда же наступит смерть, ты уже не сможешь выбирать, это точка, за которой больше ничего не будет.

Чаще дети скрывают мысли о смерти и не готовы обсуждать их с родителями, но иногда они всё же могут затрагивать эту тему.

Важно поддерживать подобные разговоры, а не пресекать их.

Не надо критиковать ребёнка, даже если он говорит какие-то очень странные вещи, например, что смерть — это красиво, это освобождение. Сначала дайте ему высказаться, не оценивая его. Только потом есть смысл спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти. Даже если тебя сейчас что-то не устраивает, пока ты жив, ты в силах всё изменить.

Разговаривайте с ребёнком о том, о чём хочет именно он. Когда к вам обращаются с каким угодно вопросом, поддерживайте тему, смотрите, слушайте, даже если вам кажется, что всё это какая-то ерунда. Только не имитируйте процесс, а будьте в нём.

В ситуации, когда ребёнок не проявляет инициативу к общению, у вас самих есть возможность вызвать его на диалог. Лишний раз ласково и внимательно, с добротой, а не с раздражением можно спросить, как он спал, как дела в школе и т. д. Но делайте это аккуратно и ненавязчиво, с заботой, как будто вы будите спящего человека. Можно задать какие-то вопросы о социальных сетях, в которых сидит сын или дочь, но опять же таким тоном, чтобы вам хотелось ответить. Если подросток не отвечает — не надо брать «крепость штурмом».

Поскольку в данной ситуации основная задача родителей — помочь ребёнку полюбить жизнь, не надо создавать для него невыносимые условия проживания. Часто, когда взрослые видят, как их дети начинают отвергать жизнь, они впадают в истерику и бросаются фразами: «Ты неблагодарный, мы тебе столько всего дали».

Забудьте об этом!!!!!!!. Вы должны транслировать только одно: жизнь — хороша и прекрасна, и нужно бороться за неё до последнего. Не повышайте голос, не упрекайте. Подросток находится в своеобразном состоянии, схожем, по сути, с ранимостью болеющего человека. Поэтому с ними нужно общаться очень осторожно. Если мы будем устраивать истерики, то он ещё быстрее побежит к своим псевдодрузьям.

Очень важно уважать своего ребёнка, тогда его жизнь станет безопаснее, в ней будет больше доверия к миру, и не будет причин уходить из неё.

Борисюк Юлия Александровна – методист учебно-методического кабинета управления по образованию администрации Московского района г. Бреста

BE EN RU